Net Yaroze!
Надоело наблюдать, как глупый Crash Bandicoot прыгает по ящикам и собирает огромное количество яблок. Не нравится концовка в Final Fantasy VII, да и бои могли бы быть лучше. Не нравится физика в Ridge Racer. А про остальные игры вообще говорить нечего, не игры это, а издевательство над «Геймерами». Думаете что сделать собственную идеальную игру невозможно?
Но на свете нет ничего невозможного. И благодаря SCE в 1997 был запущен проект под названием «Net Yaroze!», что в переводе с японского означает «Давайте сделаем это вместе!». Любой, сделав заказ по почте и заплатив $750 получал особую PlayStation, совместимую с PC, Mac и NEC PC-98 мог создавать свои собственные проекты.
Так что же позволяет делать Net Yaroze? Компания SONY выпустила на широкий рынок более-менее профессиональную систему разработки игр для PlayStation. Более того, этот проект был создан для того, чтобы все обладатели этой машины во всём мире получили возможность не только самостоятельно создавать игры, но и делится своими успехами с общественностью и сотрудничать друг с другом в процессе создания игр. Для общения между «игроделами самоучками» и поддержки Net Yaroze во всемирной сети Интернет было создано несколько десятков официальных и неофициальных сайтов. Для использования Net Yaroze нужны определённые знания в программировании на языке C и компьютер подключенный к Интернету.
Сама же Net Yaroze PlayStation представляла собой особую модификацию приставки чёрного цвета без встроенной защиты от копирования, укомплектованную двумя геймпадами черного цвета, а так же следующие приспособления, входящие в комплект.
Необходимая для работы Access card – специальная карточка памяти, с помощью которой становится возможной работа на этой приставке. Внешне от Memory Card она отличается только чёрным цветом, а в остальном она полностью идентична.
Также в комплект входит специальный кабель «Communications cable», служащий для подключения Net Yaroze к персональному компьютеру. Для создания игр понадобится стандартные библиотеки программирования на языке С, которые также можно найти в комплекте. Эта часть программного пакета может помочь не только в программировании игр, но и в написании независимых приложений. При желании возможно и использование любого другого пакета для работы с С. Позже «Homebrew» распространялся на демо-дисках, прилагаемых к Official PlayStation Magazine (OPM).
Минимальные требования для успешной работы следующие: компьютер 486 DX2-66, 4 Mb RAM (рекомендуется 8 Mb), 2X CD-ROM и 10 Mb свободного места на жестком диске. Кроме этого, для создания своих игр владельцам этой приставки предоставляют специальные библиотеки для выполнения математических вычислений при использовании мощностей процессора R3000, установленного на PlayStation, элементарные библиотеки для работы с трёхмерной графикой, библиотеки, позволяющие обрабатывать входную реакцию со стандартного геймпада, звуковые библиотеки Net Yaroze (огромное собрание различных звуков) и утилиты, позволяющие переносить статичные двухмерные картинки и трёхмерные изображения в формат файлов PlayStation. Ну и наконец настоящий компилятор стандартного кода, написанного на языке С в оптимизированный код PlayStation. И в завершением всего этого комплекта служит отличный отладчик программы, снабжённый обширной документацией. Именно он позволяет обнаруживать ошибки, допущенные программистом при написании кода или при его оптимизации.
Всё программное обеспечение является настоящим комплектом, выдаваемом обычным разработчикам игр. Таким образом мы способны создавать свои игры, которые находятся на технологическом, так и на творческом уровне ничуть не хуже, чем это делают известные разработчики. Но всё же есть одно ограничение. Так как SCE решила создавать Net Yaroze как полуразвлекательную/полупрофессиональную систему, то она не снабдила пользователей способом хранения информации в пределах самой приставки. CD-ROM привод, включённый в неё является считывающим и записывать файлы на диск он не может. Таким образом получается, что все программы, созданные нами для Net Yaroze должны обязательно хранится на персональном компьютере. При загрузке программы для выполнения её на приставки существует лимит, за который размер программы не может выходить. Максимальный объём с графикой и звуком ограничен 3 Mb, которые распределены следующим образом:
1,5 Mb – исходный код программы, 1 Mb – графика, включая полигональные 3D-сцены или же 2D-картинки, 0,5 Mb – звуковое сопровождение и музыка (возможно и проигрывание музыки с саундтрека, находящегося в CD-ROM). Ещё 0,5 Mb памяти уходит на использование внутренних библиотек и приложений. В принципе, ограничение это не настолько уж и жестоко, но игру уровня Final Fantasy VII создать не удастся, так как там слишком много графики и эффектов. Однако существует огромное количество игр, которые полностью загружаются в оперативную память приставки и не зависят от диска, проигрывая с него звук и анимационные вставки. Примерами таких игр являются такие игры, как: V-Rally, Ridge Racer и др. В них каждая трасса (в Ridge Racer она одна) полностью загружается в память приставки и умещается в пределах 3,5 Mb. Работа с Net Yaroze очень проста, её также можно использовать как обычную PlayStation, причём без региональных ограничений. Для входа в режим программирования или проигрывания программ созданный с помощью инструментов Net Yaroze необходим специальный диск, идущий в комплекте, с необходимым программным обеспечением для работы с данными, идущими с персонального компьютера напрямую к Net Yaroze по Communications cable.
Также стоит отметить, что некоторые из игр созданные энтузиастами были изданы Sony и продавались довольно успешно. Среди них весьма неплохая головоломка Devil Dice.